Ничего не найдено. Попробуйте изменить запрос.
Войти
13 июля 2023

«Владивостокская крепость» объявляет старт фестиваля длиной в полтора года


Масштабный фестиваль «Владивостокская крепость» пройдет в столице Приморья с сентября текущего года по август 2024-го. Проект реализует музей-заповедник истории Дальнего Востока имени Владимира Арсеньева при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Фестиваль объединит множество площадок во Владивостоке и Москве.


Статус морской крепости молодой ещё Владивосток получил 30 августа 1889 года. Эту дату принято считать «днём рождения» масштабного по своим задумкам, хотя и не реализованного до конца проекта Владивостокской крепости – комплекса оборонительных сооружений, опоясывающих выросший внутри город. Позже, в советское время, на дореволюционной основе укреплений вырос Приморский оборонительный район, затем и Владивостокский. Фактически «крепостью» город перестал быть только 20 сентября 1991 года, когда Борис Ельцин, уже президент РСФСР, подписал Указ № 1244 «Об открытии Владивостока для посещения иностранными гражданами».


В следующем году Владивостокская крепость отметит юбилей – 135 лет со дня основания. Теперь это молодой музей, который каждый день рассказывает жителям и гостям города об этих привычных взгляду бетонных и железных сооружениях совсем не привычные вещи. Рассказывает о судьбах, людях, инженерных находках, курьёзах – обо всём, чем в течение целого века жил Владивосток внутри мощных укреплений. Крепость не стала участницей ни одного сражения (не считая единственного обстрела во время Русско-японской войны) и тем самым выполнила своё предназначение – защитила берега, на которых была построена, даже от мысли о нападении. 2024 год станет Годом Владивостокской крепости в Приморье.


Объединённый музей истории Дальнего Востока им. В. К. Арсеньева, на базе которого теперь «прописано» большинство крепостных объектов, в этом году выиграл грант от Президентского фонда культурных инициатив в размере 26,3 млн рублей на масштабный фестиваль «Владивостокская крепость». Всего затраты составят почти 30,9 млн рублей – остальное добавят из собственного и краевого бюджетов.


«Губернатор Приморского края и правительство живо поддержали нашу давнюю просьбу об объявлении 2024 года Годом Владивостокской крепости, – говорит директор объединённого музея Виктор Шалай. – И соответствующие документы должны быть подписаны. Крепость – один из важнейших символических ресурсов, которые есть на этой территории, и требует всесторонней помощи и поддержки. Какие бы мы замеры ни делали, кого бы ни спрашивали – в принципе понятно только одно: это совершенно непознанный объект, абсолютная Terra incognita даже во Владивостоке, не говоря уже о мире. <…> Что есть крепость – нам эту историю предстоит рассказать. Когда создавался музей-заповедник, мы не тешили себя надеждой, что текущий состав музейных работников сможет поставить в этой истории точку, сказать «мы сделали всё, что надо» и уйти на пенсию. С такими памятниками так не бывает».


Цель фестиваля – популяризация Владивостокской крепости не только в самом городе, не только в Приморье, но и в Зауралье. Большинство крепостей становятся известны страшными и трагическими событиями: оборона Брестской крепости, например, или оборона Порт-Артура. А наша оказалась «мирной»: она восхитительна с инженерной точки зрения, она огромна, она стала «градообразующим предприятием».


Базовым жанром для фестиваля станет музыка. Начнётся он 22 сентября 2023 года на Пороховом погребе № 13 с общегородского концерта – 120 солистов оркестра Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова и хор Свердловской государственной детской филармонии исполнят Adiemus (композитор Карл Дженкинс). По словам Виктора Шалая, это мелодия, которая посвящена простой философии: всем нужно жить в мире. Она сложена из разных мировых языков, это трогательное и масштабное музыкальное произведение, которое также перекликается со смыслом крепости – сохранение мира во Владивостоке.

В 2024 году в наш город приедет композитор Владимир Мартынов, который писал музыку к известным фильмам («Холодное лето 53-го…», «Михайло Ломоносов», «Юность Петра» и другие), мультфильмам, театральным постановкам.


«Мы подумали, что литература и кинематограф по крепости – это вопрос будущего. Она ещё должна занять своё место в умах разных людей. И мы взяли из всех жанров на ближайшие полтора года в качестве базового – музыку, в самом высоком её смысле. И обратились к авторам из тех российских композиторов, которые могли бы действительно сделать что-то не просто талантливое, а на грани гениальности. То, что может жить через десятилетия, когда нас уже не будет, и позволит крепости зазвучать в мировом масштабе. Мы остановились на замечательном, выдающемся композиторе Владимире Мартынове. Он ещё большой специалист по духовной музыке. Мы много думали о том, как должна «звучать» крепость, но последнее слово оставим за ним. Он никогда не был во Владивостоке и приедет сюда в первый раз. Он никогда не слышал о крепости, ему эта история очень симпатична, и большое спасибо, что он согласился», – пояснил Шалай.


Вместе с созданием музыкального произведения о крепости Владимир Мартынов даст творческие лекции, а его произведения на Форте № 1 в июне следующего года должен исполнить московский ансамбль «Сирин».

С января по июнь 2024 года музей будет проводить общедоступный фотоконкурс «Твоё право на крепость». Его не планируют ограничивать возрастными и творческими рамками. Музей тут преследует «имиджевый» интерес. У крепости, несмотря на то что она прочно вросла в ландшафт Владивостока, нет и никогда не было достаточного фотоархива. Отчасти это обусловлено тем, что долгие годы даже подойти к этим объектам было нельзя – их занимали военные.


«Надо понимать, что фотоконкурс фотоконкурсу рознь, – говорит Виктор Шалай. – У крепости нет фотоархива, никакого фотолетописца, нет достаточного объёма визуального материала, чтобы мы сегодня смогли сделать полноценный репутационно-выгодный для всех нас альбом, показывающий её людям, которые о крепости не знают ничего. Любой, кто занимается фотографией профессионально, скажет, что съёмка архитектурных объектов – это отдельный жанр. И наша проба пера здесь – объявить конкурс на всю страну. Мы не будем делать вид, что сами с усами. Фотоконкурс при правильной архитектуре позволит получить первичный фотоматериал в достаточном объёме, чтобы было из чего выбрать. Если поймём, что не хватит на хороший альбом, у нас есть другая затея».


Этой «затеей» станет фоторезиденция на объектах крепости, её организуют совместно с флагманским партнёром – музеем «Московский Дом фотографии» (Мультимедиа Арт-музей). Вместе с ними попробуют привлечь во Владивосток людей со всего мира, желающих и умеющих фотографировать подобные объекты. «Не справимся страной – позовём на помощь мир», - говорит Виктор Шалай.



С июня по август 2024 года в Москве будет проводиться совместная выставка Музея Арсеньева и Музея архитектуры им. Щусева. В их фондах собрана крупнейшая в мире коллекция архитектурных проектов, рисунков, моделей и архитектурной фотографии. На совместной выставке будет представлена, пожалуй, впервые инженерная сторона крепости. Для этого сотрудник музея Арсеньева прямо сейчас «поселился» в московских архивах, отыскивая документы, имеющие отношение к строительству.


Во Владивостоке же в мае-июне 2024 года пройдёт уличная выставка, посвящённая самим инженерам. По словам Виктора Шалая, «нам эти люди представляются наиболее интересными на данном этапе, потому что это те самые персоны, талант и воображение которых, их знание науки позволили усадить объекты на нашу местность, ландшафт, рельеф». И даже инженерные изыскания на территориях, которые в тот момент представляли собой нехоженый лес, – уже тема для отдельной увлекательной беседы. Стоит вспомнить фортификационный анекдот об использовании типовых проектов сооружений в укреплении Владивостока. При реализации проекта усиления крепости 1899 года применение шаблонов привело к тому, что на горе Муравьёва-Амурского во время строительства форта участок рва пришлось не выкапывать, а наоборот – насыпать на склон сопки.


В августе 2024 года состоится ещё один общегородской концерт на Пороховом погребе № 13, приуроченный ко Дню крепости. Оркестр Московского театра «Новая Опера» имени Е. В. Колобова исполнит произведения Сергея Прокофьева. Концерт будет сопровождаться показом фрагментов из фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский».


Арт-директором фестиваля стала Наталия Каровская, которая в течение 10 лет возглавляла музей-заповедник Ростовского Кремля. Это музыковед, кандидат культурологии и ещё кампанолог. Загадочная кампанология – наука о колокольном звоне. Каровская не раз приедет во Владивосток, где будет проводить серию лекций и мастер-классов в Покровском парке по звуку и звонарному искусству для профессионалов и широкой аудитории. Для этого музей даже приобрёл передвижную звонницу из 9 колоколов, отлитых в колокольном центре Свято-Данилова монастыря.


«Мы не думали про грант, про фестиваль, просто обсуждали с коллегами-музейщиками судьбу крепости, – объясняет необычное решение Виктор Шалай. – У них возник закономерный вопрос: а что вы будете с ней делать? Как работать с таким памятником? И началась самая замечательная часть работы – коллективное творчество. Самые отчаянные затеи озвучивались, и, как оказалось, они ждали своего часа. Мы просто упомянули в разговоре Мартынова, потом оказалось, что кто-то с ним конечно же знаком, почему бы нет, давайте попробуем. И тогда мы пошли дальше по теме звука, подумав, как звучала крепость? Вот если люди незрячие, для них крепость – это что? Наверное, что-то техногенное, пушки, военно-строевое. А мы, сидя в городе Ярославле, где за каждым окном видишь церковь, подумали о том, что Владивостокская крепость – это больше двух десятков полковых храмов и церквей. Ведь это звучало и создавало определённый звуковой ландшафт. Мы решили соединить срез православной традиции сегодняшней и той, что была. Попробуем рассказать историю, интегрировать те навыки, которых здесь на Дальнем Востоке сейчас нет». Таким навыком и является традиция колокольного звона. Она не успела здесь сформироваться, а затем была упразднена. И сейчас здесь звонарями служат люди увлечённые, но в большинстве своём не обладающие необходимыми техниками. Ни один храм не звучит так, как если бы в нём творил настоящий звонарь.


И, наконец, сейчас музей разрабатывает собственную просветительскую программу для школьников, которая позволит в тёплое время года изучать на объектах крепости не только историю, но также физику, ботанику, геометрию и другие науки.

«Крепость окружена густым разнообразным лесом – когда всё это буйство цветёт, можно спокойно с ребёнком говорить о ботанике. Здесь можно говорить на языке физики или геологии, потому что вообще-то инженеры разбирались во всех этих науках. Мы хотим многогранность крепости показать, вскрыть», – говорит Виктор Шалай.


Пока у грандиозного фестиваля есть только общая программа и замысел. Ближе к датам мероприятий музей отдельно будет анонсировать каждое. Часть из них предполагается сделать платной, но стоимость билетов и вообще их распространение пока не утверждены.


Источник: https://www.newsvl.ru/vlad/2023/07/12/218174/ 

Фото: https://primorsky.ru/news/283635/ 

Оставьте мнение о нашем новом сайте, оно очень важно для нас!

img

Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей Фонда: