10 ноября в Центре современного искусства Винзавод открылся Международный фестиваль DESIGN ACT.
В четырехдневной программе мероприятия – выставочная экспозиция, посвященная Истории, Настоящему и Будущему отечественного промдизайна, а также форум с участием представителей правительства РФ, министерств, крупных российских компаний и госкорпораций, ведущих российских дизайнеров, экспертов и представителей профильных вузов.
Идеолог фестиваля Игорь Шулинский рассказал почему возникла идея такого смотра в 2006 году, когда случился первый DESIGN ACT: «Мы хотели рассказать людям, что всё, что нас окружает – одежда, автобусы, самолеты – всё есть дизайн. Но дизайн – это не просто обертка, это наше видение, наша философия, наша существование. 10 лет назад мы приглашали иностранных участников, у нас было до 50, а иногда до 100 гостей из разных стран, которые делились своим опытом. Но есть такие вещи, которые не поднять без государства. И вот сейчас я точно могу сформулировать, что если раньше мы обращали внимание на слово «дизайн», то теперь надо обратить внимание на слово «акт». DESIGN ACT должен стать биржей труда, где заказчик находит людей готовых его заказ выполнить, а те, кто талантливые дизайнеры из разных уголков нашей страны, должны найти площадку, на которой смогут предложить своей талант стране и тем крупным корпорациям, которые в них нуждаются, потому что дизайн – дело гражданское. И сегодня сделан первый шаг, к той мечте, которую мы хотели воплотить 10 лет назад».
Актуальность проведения мероприятия посвященного промышленному дизайну отметил инициатор и соорганизатор мероприятия Депутат Государственной Думы РФ, ответственный секретарь Бюро Высшего Совета «Единой России» Денис Кравченко: «Мы провели Открытый конкурс, который поддержали ведущие российские компании – Росатом, Роскосмос, ОСК, ОАК и другие компании. Это было очень захватывающее соревнование. Было подано более 500 заявок, из них отобрали около 185, а в финал попало еще меньше. Правильно, что на сегодняшнем мероприятии присутствовали представители бизнеса, власти и сами дизайнеры.
Промышленный дизайн окружает нас всюду, делает нашу жизнь интересной и привлекательной. Именно промышленные дизайнеры всегда заглядывали в будущее и это хорошо показано на выставках. Здесь вы можете увидеть великое прошлое советского промдизайна и не менее великое, я уверен, будущее у этого направления. Все, что мы производим и поставляем на внешние рынки требует ответственного подхода не только к тому, как это работает, но и к тому, как это выглядит».
«Важно, что на площадке в этом году встретились власть, бизнес, дизайнеры, которые сегодня действительно необходимы друг другу. Ревизия — очень важное слово, которое вынесено в название фестиваля, необходимо найти всех талантливых дизайнеров, которые хотят приносить пользу стране, объединить их, задать вектор и сделать так, чтобы они были востребованы. Много говорится о том, что бизнес видит дизайнеров и готов работать, но этого недостаточно, важна и третья сторона — поддержка власти на законодательном уровне, чтобы найденные на фестивале решения были быстро преобразованы в действие. Следующий шаг — «Дизайн Акт. Мобилизация», — сказал Роман Карманов, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив, при поддержке которого состоялся нынешний фестиваль и Открытый конкурс промышленного дизайна в рамках него.
ВЫСТАВКИ DESIGN ACT
«Ревизия: История» (Цех Красного)
Выставка «Ревизия. История» – смысловое ядро фестиваля, представленное в формате мультимедийного аудиоспектакля и проходит в формате 30-минутных сеансов. Это история отечественного дизайна, которая охватывает шесть периодов: Авангард (1917-1920), Индустриализация (1930-1950), Оттепель (1950-1960), Застой (1970-1980) и Новая Россия (1991-2017). В экспозиции представлены фото и документальная хроника, а также реальные предметы дизайна того времени: агитационный фарфор Сергея Чехонина, настольная лампа 1930-х годов, созданная для кабинетов высшего командного состава ВМФ СССР, мебельный гарнитур – кресло и столик 1970-х годов, созданные на Шатурском мебельном комбинате, ковер с символикой Олимпиады-80, часы «Перестройка» 1991 года и многое другое. Одним из главных экспонатов выставки стал единственный сохраненный прототип микроавтобуса-такси, разработанный в 1964 году во ВНИИТЭ.
«Ревизия: Настоящее» (Цех Белого)
Выставка посвящена проектам, реализованным современными дизайнерами и дизайн-студиями, работающими в самых разных сферах нашей жизни. Здесь представлены часы от студии Артемия Лебедева и часового бренда «Ракета», карбоновая лампа от Modeloni и необычный жемчужный диван от ARCHIPÉLAGO, мебель «Да-зайн бюро», «Умный светофор» концерна Швабе (Ростех), различное спортивное оборудование, «эггомобиль» – моноблок из стула и парты для малышей от CHEBURDESIGN, а также современные разработки от компании «Моторики» и дизайн-бюро «Масштаб», призванные облегчить жизнь людей с ограниченными возможностями, концепт-проект OIII автономной транспортной смарт-системы, предназначенный для перевозки пассажиров и грузов (обладатель премии iF Design Award 2022), созданный в Национальном центре промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ и другие.
Мультимедийная выставка «Будущее» на которой представлены проекты участников и победителей Открытого конкурса промышленного дизайна и инновационных проектов «ДИЗАЙН АКТ 2022», проходившего с 14 июня по 16 октября 2022 года в рамках фестиваля DESIGN ACT. Всего в конкурсе было 12 кейс-заданий в четырех основных номинациях: «Дизайн транспортных средств», «Космический дизайн», «Территория высоких технологий» и «Город будущего: 2070».
DESIGN FORUM
Это дискуссии, круглые столы и лекции на самые актуальные темы, связанные с промышленным дизайном. Для тех, кто не сможет прийти на форум лично, доступна онлайн-трансляция на Youtube-канале фестиваля.
Программа форума: https://designact-fest.com/forum#!/tab/509722057-1
PRO DESIGN (Винтажный зал)
Актуальное кино о дизайне, подготовленное партнерами фестиваля: Московским музеем дизайна, Фестивалем актуального научного кино «ФАНК» и Школой визуальной культуры и творческих профессий Bang Bang Education (BBE).