Над проектом работали более 400 школьников и студентов, рассказала ТАСС доцент кафедры экспериментальной математики и информатизации образования САФУ Мария Павлова
Музей занимательной математики открылся в среду в Северном Арктическом федеральном университете (САФУ) в Архангельске. Как рассказала ТАСС руководитель проекта, доцент кафедры экспериментальной математики и информатизации образования САФУ Мария Павлова, над проектом работали более 400 школьников и студентов со своими преподавателями, причем не только из Архангельской области, но и из других регионов.
«Музей занимательной математики открыт в рамках проекта «Сетевая образовательная площадка: креативная математика от прототипа до объекта реального экспоната». Школьники - авторы идеи и создатели прототипов, а проектные команды студентов с помощью современных технологий: 3D-моделирования, печати, создавали экспонаты уже натурные, реальные», - сказала Павлова, добавив, что в проекте участвовали 200 студентов и более 200 школьников, в том числе из других регионов. Она рассказала, что участник из города Арсеньева (Приморский край), разработал «целых три экспоната, и они замечательные».
Один из них представляет розы Гвидо Гранди. Это плоские кривые, напоминающие изображение цветка. Итальянский геометр Гвидо Гранди (1671-1742) создал кривые линии с правильными плавными очертаниями, напоминающими цветы. Семейство этих кривых было названо семейством роз Гвидо Гранди. Часть экспонатов показывают законы математики в живописи и музыке. «Закономерности математические, роль золотого сечения в картинах. Или, например, мы можем сыграть музыку числа пи», – показала собеседница агентства.
Сейчас в музее представлено около 50 экспонатов: головоломки, которые визуализируют алгебраические формулы, шарнирные движущиеся механизмы, игры, показывающие и объясняющие законы математики. Собеседница рассказала, что еще одна участница – воспитанница детского сада, которая занимается ментальной математикой, сделала для музея абакус – счетную доску для арифметических вычислений. Такие доски применялись для счета примерно с V века до нашей эры в древних культурах Китая, Рима и Греции.
Пятиклассник архангельской гимназии № 3 Артур Халяпин задался вопросом: что общего между пчелиными сотами, гранатом, горой апельсинов на базаре? «Их объединяет гипотеза немецкого математика Иоганна Кеплера. Она заключается в том, как самым оптимальным способом сложить что-то, чтобы это занимало как можно меньше места», – объяснил он ТАСС свою инсталляцию, где соседствуют гранат, горка мандаринов и пирамида из шаров. Гипотеза Кеплера была сформулирована в начале XVII века. Она была, в частности, связана с реальной практической задачей о лучшем способе упаковки пушечных ядер.
Еще один экспонат, сделанный по VR-технологии, занимает отдельную комнату. Это виртуальный японский сад камней, где их всего 15, но эти камни невозможно увидеть все одновременно, пятнадцатый всегда вне поля зрения.
Здесь же представлена сакура с 800 цветками и дощечки сангаку. Это таблички с чертежами к геометрическим теоремам и другим видам математических расчетов, использовавшиеся в японской математике. Авторы табличек выставляли их в храмах, в том числе как подношение богам. «Наши ребята реконструировали их с помощью компьютерных технологий, провели серию экспериментов и разгадали, что же было на этих древних дощечках, которые использовались в 1600-е годы», - пояснила руководитель проекта.
Как отметила Павлова, музей будет развиваться. В нем будут созданы кружки и мастер-классы, будет действовать лекторий. В день открытия в музее прочитал лекцию заведующий лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института им. В. А. Стеклова РАН Николай Андреев.
Проект поддержан Президентским фондом культурных инициатив, он реализуется благодаря совместному участию АНО «Региональный центр социальных и технологических инноваций», Министерства образования Архангельской области, Интеллектуального центра - научной библиотеки САФУ, Музея занимательных наук, Дома научной коллаборации, Технопарка САФУ, Архангельского педагогического колледжа.
Все экспонаты музея разработаны проектными командами школьников и студентов под руководством педагогов-наставников, руководителей практик и мастеров производственного обучения.
По материалам ТАСС