Часто ли мы задумываемся о том, как живут слепые люди? Ведь вся их жизнь, по сути, это прогулка в темноте. Как перейти дорогу, если ты не видишь ее? Как подняться по ступенькам? Как найти дорогу до дома и, элементарно, как налить воды в стакан?
Погруженные в суету, в «важные» повседневные дела, мы вряд ли обременяем себя подобными размышлениями. Сытый не поймет голодного. А зрячий — слепого.
Но мир бы давно рухнул, если бы не такие люди, как Михаил Макрищев из Белгородской области. Он, вдохновившись силой и героизмом незрячих, поставил вербатим-спектакль «Чувства», основанный на их монологах. Мы поговорили с Михаилом о том, как к нему пришла идея такого сложного проекта, с какими он трудностями столкнулся, и как получил поддержку от Президентского фонда культурных инициатив.
Как пришла идея проекта?
Михаил всю жизнь живет в микрорайоне рядом с местом, где находится местное общество незрячих людей. И, как это часто бывает, живя рядом с каким-то местом, можно годами ходить мимо и никогда не узнать, что оно там находится. Наш герой, к счастью, узнал.
— Я каждый день проходил мимо библиотеки, где собираются слепые, но никогда об этих встречах не знал. И прошлым летом меня позвали на мероприятие к незрячим как раз в эту библиотеку. Встретиться, пообщаться. И меня настолько сильно воодушевили и поразили истории, рассказанные слепыми людьми, что я прям там придумал идею спектакля, который в итоге получился.
Михаил сразу же поделился идеей с теми, о ком будет спектакль. Они одобрили. Сказали, что, если он будет делать этот проект, с радостью поучаствуют, помогут.
— Возвращаясь домой после той встречи, мне стало неловко от того, что такие люди всегда были рядом со мной, а я никогда об этом не знал. И я твердо решил осуществить задуманное и сделать постановку.
О чем спектакль?
Инклюзивный спектакль основан на технике «вербатим». Это вид театра, спектакли в котором выстроены на дословном воспроизведении прямой речи реальных людей: работая в ней, автор берет большое количество интервью и создает пьесу на их основе.
Михаил и его команда много часов общались с незрячими. Все это снималось на видео. Нарезалось. Лучшие отрывки Михаил собрал в пьесу. После чего — воплотил все это на сцене при помощи профессиональных актеров.
В чем уникальность проекта?
Инклюзивных спектаклей в наши дни в театральных афишах огромное множество. Документальный театр — тоже вещь не новая. В чем же уникальность вербатим-спектакля «Чувства»?
— Он уникален именно для нашей местности. Белгородская область, небольшой город Валуйки с населением в 40 тысяч человек. И здесь никогда не было документального театра. Это единственный и совершенно уникальный проект для нашего города. А второй момент новизны — это присутствие тифло-этюдов. Между монологами актерами разыгрывались разные этюды, небольшие сцены жизни незрячих. Но мы их не показывали, а рассказывали, отключая свет в зале. То есть это было похоже на тифлокомментирование, но для незрячих людей. Обычные зрители в этот момент могли ощутить, как слепые воспринимают искусство.
Какую проблему решает ваш проект?
Мы настолько редко обращаем внимание на проблемы других людей, что от осознания этого факта становится жутко. Мы погружены в наши «проблемы», увлечены своими «ценностями», но большинство их этих ценностей, которые нам представляются незыблемым оплотом бытия, для людей с инвалидностью — пустой звук. Вы когда-нибудь задумывались о том, как незрячие люди переходят оживленную дорогу? Или о том, как глухонемые воспринимают мир, переполненный разнообразными звуками? Сомневаемся.
Проект Михаила направлен на то, чтобы люди стали чуточку внимательнее не только к людям-инвалидам, но и в целом к окружающему миру. Чтобы они поняли, что есть люди, для которых перейти дорогу — это испытание. И им нужна помощь, а не повсеместное безразличие.
— У нас в городе недавно установили говорящий светофор, чтобы глухонемые могли перейти дорогу по звуку. А жители, живущие рядом, начали строчить жалобы, мол, слишком громко и очень сильно мешает.
Вот об этом я и говорю. О каком развитии вообще может идти речь? О какой взаимовыручке и безопасном мире можно говорить, когда мы, люди, не можем пожертвовать даже малой частью своей зоны комфорта, ради других?
— Может быть, благодаря этому спектаклю, люди смогут «посмотреть» на мир «глазами» незрячих людей и понять, что они не одни на белом свете, и не все крутится вокруг них. Что многим вокруг требуется помощь и просто элементарная терпимость к их недугам…
Почему обратились в ПФКИ?
Михаил — достаточно опытный грантополучатель. Он успешно работал с Фондом Президентских грантов культурных инициатив. Но ПФКИ предоставил его команде возможность, которая существенно облегчила процесс реализации культурных проектов.
— Когда был учрежден ПФКИ, мы очень обрадовались, потому что получили возможность подавать заявку на грант от лица нашей организации как государственное бюджетное учреждение. Раньше нам приходилось сотрудничать с НКО, делить с кем-то проект, ибо доступ «бюджетникам» был закрыт. А сейчас мы принадлежим сами себе!
Справились бы без помощи фонда?
— Когда мы, готовясь к проекту, начали активно общаться с незрячими людьми, они нам рассказали о разных приборах, которые облегчают их бытовую жизнь: например, измеритель уровня воды и разнообразные портативные гаджеты. Очень захотелось все их показать зрителям в спектакле, чтобы актеры взаимодействовали с приборами, но это удовольствие, прямо скажем, недешевое. Без гранта, конечно, было бы трудно внедрить подобные детали в спектакль и сделать его настолько качественным и подробным.
Что главное в грантовой заявке?
— Мне кажется, во-первых, действительно интересная, инновационная идея. Во-вторых, грамотно заполненная заявка, с соблюдением всех критериев. Эксперт должен прочитать и сразу понять суть проекта. Ну и, конечно же, хорошо заполненный и детально просчитанный бюджет. Это самое важное в заявке.
Какую рекомендацию по составлению бюджета дадите?
— Бюджет должен быть реалистичным: не завышайте, но, в то же время, и не занижайте его. Найдите «золотую середину» в расходах. Смотрите цены на оборудование и материалы, и в заявке ставьте ее немножко выше. Потому что конкурс идет 3-4 месяца, а сам проект «оживет», в лучшем случае, через полгода. Цены наверняка вырастут. Смотрите на перспективу.
Как понять, что твой проект будет интересен массовой аудитории?
— Я думаю, секрет успеха любого проекта в том, «горит» ли его руководитель этой идеей, или нет. Очень важно, чтобы тема была вам близка, чтобы вы ее любили и разбирались в ней. И если вы сами одержимы проектом, вы сможете преподнести его людям так, что даже какая-нибудь не очень популярная идея будет воспринята ими положительно и найдет в них отклик. Очень много случаев, когда люди начинали реализовывать проект по «хайповой» и «трендовой» тематике, но у них ничего не получалось, потому что они сами не были влюблены в эту идею.
Сталкивались ли с трудностями по проекту?
Главная трудность постановки вербатим-спектакля «Чувства» — это выбранная тематика. Команде приходилось изучать жизнь незрячих людей. Актеры учились ходить с тростью. Сам Михаил, как режиссер, пробовал кушать или бриться с закрытыми глазами.
Плюс весь собранный материал нужно было структурировать. Команда проекта провела пять встреч с незрячими. Это по три часа видеоматериала с каждой. Выбрать самое важное из 15 часов пленки, составить из этого пьесу — это титанический труд.
— Очень сильно давила ответственность. И даже не за грант. А перед незрячими людьми. Потому что мы знали, что они будут присутствовать в зале, и ради них, в общем-то, это все делается. Подвести было никак нельзя.
Каких результатов добились?
На премьере спектакля было более 200 человек. Так же проект показали в местном многофункциональном центре реабилитации для людей разных групп инвалидности.
— Что касается качественных результатов, то, мне кажется, что люди, которые были на показе, наверняка в следующий раз, увидев незрячего человека в магазине, на улице, не пройдут мимо, помогут, если потребуется помощь. Зрители писали в отзывах: «Выхожу поздно вечером с премьеры, и думаю, как бы я переходил дорогу, если бы был на их месте…» или «Я только после спектакля задумался, зачем на ступеньках нужны желтые линии…».
Какое будущее у проекта?
Спектакль готов, его можно играть в других театрах и на других площадках. Сейчас лето — не сезон, но с приходом осени, Михаил планирует начать отправлять постановку по различным фестивалям.
— Конечно, будем стараться его периодически показывать в нашем театре. Мы пообещали сделать видеоверсию спектакля, полностью озвученную и адаптированную для незрячих. Чтобы они могли посмотреть его удаленно. Ну и думаем снова подаваться на грант. С новыми идеями. Со свежими проектами. В сфере культуры трудно найти меценатов, а с помощью фонда для нас открываются, по сути, безграничные возможности.
Пять советов будущим грантополучателям:
- Работайте только над той идеей, которую вы искренне любите, которой вы одержимы. Пусть тема будет не столь популярна. Главное – «огонек» в глазах.
- Придумайте «продающее» название для проекта. Бывают не очень звучные, сложные названия. Это отталкивает.
- Пишите простым языком. Это особенно актуально для бюджетных учреждений, где сотрудники часто работают с отчетами, и канцеляризмы у них в крови. Избавляйтесь от этой дурной привычки. Краткость – сестра таланта.
- Закладывайте на заявку минимум две-три недели. Для качественного составления, для перепроверки и вычитки этого будет достаточно.
- Набирайте команду единомышленников с такими же «горящими» глазами, и, если есть возможность, обеспечивайте их зарплатой. Это будет гарантией того, что люди с вами останутся в проекте до конца.
Фото с события