«Гражданская оборона» как главная музыкальная тема Ивана Бездомного, «Пикник» и «Агата Кристи». Вчерашний культурный вечер запомнится москвичам, пришедшим на премьеру «Мастера и Маргариты», надолго. Роман поставил Сергей Полунин при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Он очень бережно отнёсся к авторскому тексту – поставить в танце удалось все 32 главы произведения. Постановка завершилась далеко за полночь и длилась в общей сложности более четырех часов. Финальные сцены зал «Крокус Сити Холл» встречал овациями.
Звезда российского и мирового балета Сергей Полунин представил свое видение легендарного романа. Над постановкой работали около года. При этом на более ранние экранизации и постановки старались не ориентироваться, хотя, несомненно, команда спектакля изучала спектакли, созданные в Большом театре, театре Наций, Мастерской Петра Фоменко, Мариинском театре оперы и балета, РАМТе. В постановке Сергея Полунина хорошо знакомая история рассказана совершенно по-новому. Жанр – драматический балет с элементами рок-шоу, поэтому особая роль здесь отведена хореографии, оригинальной музыке Эдуарда Артемьева и визуальным световым эффектам Давида Мисакяна. На последнем элементе Сергей пожелал сделать особенный акцент в постановке: так, в «Мастере и Маргарите» использованы 100 кВт света. «Я давно мечтал воплотить это произведение в жизнь и танец. Для меня это особый роман, он притягивает своей магической силой, мистикой, скрытыми символами… и никогда не теряет актуальности. Передать все это в танце – вызов, который я с радостью принял», – отметил он в интервью накануне премьеры.
В масштабном спектакле задействованы декорации общим весом более одной тонны и уникальные зеркальные панели, специально созданные для постановки. Сергей Полунин: «Это все равно история Михаила Булгакова. Мы сохранили те последовательность и подачу, которые были задуманы автором. При этом это не для лимитированной публики, понимающей тонкости и смысле текста и танца. Мы хотим охватить более масштабную аудиторию. Но я также не хочу уходить в легкомысленную подачу. Поэтому будет и вау-эффект, и серьезный разговор со зрителем».
В шоу приняли участие более 40 человек. Кроме артистов балета на сцене появились актеры театра и кино, рок-музыканты, звезды фигурного катания и художественной гимнастики. Некоторые их них исполнили сразу несколько ролей. Менялись и костюмированные образы, их более 160. Кульминацией балета стал бал у Воланда.
Среди приглашенных звезд были Игорь Миркурбанов (Воланд \ Понтий Пилат), Денис Дмитриев (Коровьев), Алексей Любимов (Азазелло), Вахтанг Хурцилава (Кот Бегемот), Яна Кудрявцева (Гелла), Джона Пол Кук (Бездомный) и многие другие. Ведущие партии балета исполнили Сергей Полунин (Мастер и Иешуа) и олимпийская чемпионка Елена Ильиных (Маргарита).
Музыку к постановке создал Эдуард Артемьев. Мастеру отвели несколько сцен – его изображение-инсталляция появляется в финальных сценах спектакля.
Много нового появилось и в хореографии. По словам Сергея Полунина, «все рождалось на интуиции и получалось так, как должно было быть. «Будто сам роман Булгакова помогал на каждом этапе постановки», – размышляет режиссер.
Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — один из самых ярких и загадочных литературных произведений XX века. В нашей новой постановке мы пересказываем шедевр литературы универсальным языком музыки, танца и света.
Проект создан при грантовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Для создания top fashion костюмов привлекли российский дом моды с мировым именем. Главная цель, которой команде хотелось бы достичь своей постановкой — популяризация русского балета, литературы и искусства, представление уникального в своём роде синтетического художественного произведения – драматического балета с элементами рок-шоу.
Следующий показ балета состоится в Санкт-Петербурге 25 марта 2023 года в БКЗ «Октябрьский».