Ничего не найдено. Попробуйте изменить запрос.
Войти
14 июня 2024

Продолжаются премьерные показы оперы «Белгородский полк. Засечная черта»

«”Белгородский полк. Засечная черта” – это современная опера, воспевающая героическое прошлое России. Проект задумывался год назад, и сейчас ситуация, в которой оказался Белгород, вся область, остро резонирует с сюжетом оперы, — подчеркивает режиссер-постановщик Петр Татарицкий, на счету которого немало глубоких патриотических масштабных проектов. – Сегодня  постановка, которая собирает на одной сцене более 150 артистов (оркестр, солисты, хор, танцевальный ансамбль), требует серьезной воли и мужества всех участников. Мы создаем многоплановый спектакль, где есть место и лирическому чувству, и любви общечеловеческой, братской, и теме философского обращения к “вершителям судеб”, а само название «Белгородский полк» уже понятийно олицетворяет  единый народный фронт».


Авторы – белгородские композиторы Николай Бирюков, Елена Латыш-Бирюкова и российский историк, общественный деятель, краевед Виктор Овчинников – обратились к подлинным фактам истории Большого Белгородского полка, сформированного в середине XVII века. Белгородский полк участвовал в русско-польской войне (1654–1667), в русско-турецкой войне (1673–1681), в крымских походах (1687, 1689), в Азовских походах Петра I. В эпоху Петра Первого воины Белгородского полка доблестно бились со шведами во время Полтавской битвы.


Работа над оперой началась в 2009 году и только сейчас получила свое завершение. В сотрудничестве с композиторами и главным дирижером Белгородского академического русского оркестра Евгением Алешниковым, аранжировщик Сергей Бодяков выполнил инструментовки для оркестра русских народных инструментов, чтобы подчеркнуть национальный колорит музыки и сюжета. Композиторы создали «Увертюру» и дополнили оперу номерами с участием органа – как инструмента, олицетворяющего западный, и вероломный, по сюжету, мир – «Шведский псалом» и интерлюдия «Северная война». В качестве солистки (орган) и арт-директора проекта выступает доктор искусствоведения,  профессор Евгения Кривицкая.

 

«Мы думали сделать первый показ open air, на главной площади Белгорода, при большом стечении жителей города и области, но обстановка диктует свои правила, — рассказывает директор Белгородской областной филармонии Светлана Боруха. — Тем не менее, мы не хотим отступать, и пока переносим премьеру в города Белгородской области. Первый спектакль пройдет в малом городе Бирюч, которому в следующем году исполнится 320 лет, затем оперу увидят жители Нового Оскола и легендарного поселка Прохоровка. Проект проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив».


Опера обращена к самой широкой публике с целью просвещения зрителей всех возрастов, приобщения к важнейшим историческим вехам, которыми так богата Россия. «Посредине города – золоченый крест! Звон над Белогорием – Благовест!»… Эти строки поэмы «Бел-город»  белгородского автора Игоря Чернухина так же вошли в драматургию постановки.




Истории подвига и самопожертвования людей во имя победы знакомы каждому в нашей стране. На поле Полтавы полегли сотни белгородцев, а Белгородский полк был удостоен штандарта – знамени Петра I. Именно этот штандарт стал основой современного герба Белгородской области. Много судеб знаменитых людей связаны родовыми и духовными корнями с Белгородчиной – внушительным форпостом юга нашей страны, внесшим свой исторический вклад в защиту Отечества. А сам Петр Татарицкий (Алмазов) по внушительной родословной является одним из потомков Шереметевых, прямым потомком Голицыных и сподвижника Петра Первого – Ивана Бухгольца, основателя Омска.


«“Нам доля выпала России послужить…, отцов и дедов приумножить славу”– слова финальной сцены оперы актуальны сегодня как никогда, – говорит Петр Татарицкий. – Но, несмотря на однозначный “патриотический посыл” оперы, нам удается и в талантливом либретто истинного подвижника Виктора Овчинникова, и в самой музыке, которая, без преувеличения, увлекает и гармоничным языком, и красотой фраз, в постановочном решении находить возможность поэтических метафор, создавая героическое “фэнтези”, – жанр, который позволяет с интересом созерцать и чувствовать происходящее на сцене. И здесь важны и необходимы детали как сценографического решения, так и сугубо мизансценического свойства, гротескные обобщения (так мы создаем специальный образ “Кассандра Войны”). А засечную черту – образ границы южного форпоста Отечества – олицетворяют на сцене сторожевые вышки исстари, эффектно вписанные в сценографию».


Особо значимой составляющей премьеры становятся костюмы, созданные и подготовленные с большой любовью коллективом Белгородской филармонии по великолепным эскизам художника Марины Шепорневой (которая вместе с режиссером работала и над декорациями спектакля), – в точном соблюдении артефактов времен.


«Это важнейший патриотический проект, и мы благодарим Президентский фонд культурных инициатив, который поддержал заявку НО “Ассоциация дирижеров оркестров народных инструментов”, – комментирует руководитель проекта, президент Ассоциации, художественный руководитель Белгородской филармонии, заслуженный работник культуры РФ Евгений Алешников. – Либретто оперы “Белгородский полк. Засечная черта” и музыка авторов во всей полноте раскрывают истоки воинской храбрости, доблести и славы. Сам исторический сюжет неразрывности армии и народа дает основание для патриотического и духовно-культурного воспитания граждан России и, особенно, молодежи».


В постановке принимают участие: Белгородский русский академический оркестр, Академический хор и Ансамбль танца Белгородской государственной филармонии, певцы  – приглашенный солист Большого театра РФ Владимир Байков, солисты Белгородской филармонии Василий Задорожный, Ирина Хубаева, Евгений Григорьев, Наталья Воскресенская, Константин Кривцов, гость из Донецка – Алексей Аносов. В роли старого солдата  – композитор Николай Бирюков. Партия органа – профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая.


Опера «Белгородский полк. Засечная черта» имеет общенациональное значение, ибо обосновывает, в том числе, рождение и Третьего ратного поля России на Прохоровке в 1943 году и отвечает на вопрос, где скрываются истоки того, что именно Белгород стал в России не только городом Первого салюта в Великой Отечественной войне, но и первым Городом Воинской славы Российской Федерации.

Оставьте мнение о нашем новом сайте, оно очень важно для нас!

img

Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей Фонда: