Новые технологии сегодня меняют не только способы производства контента и проката, они изменяют главное действующее лицо — самого зрителя. Контент кино и анимации становится все более разнообразным, сложным и «многомерным», что влечет изменение и экономической модели индустрии в целом. Регионы разрабатывают инфраструктуру и условия, чтобы создавать конкурентоспособный продукт не только для российских потребителей, но и для экспорта. Какие цифровые технологии позволяют вывести продукт на новые рынки, зачем регионам развивать продакшн и как региональный кинематограф влияет на продвижение региона и туризм? В чем специфика регионального кино и анимации северных регионов? Эти и другие вопросы обсудили сегодня на сессии «Киноиндустрия и анимация Севера и Востока: новые рынки и технологии» в рамках Восточного экономического форума. Модератором площадки выступил Роман Карманов, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив.
Сессия началась с рассказа губернатора Ханты-Мансийского Автономного округа — Югра Натальи Комаровой об опыте развития кинематографа в регионе. Международный кинофестиваль дебютов «Дух огня» проводится в ежегодно, это площадка для тех, кто впервые себя пробует в кинопроектах — показы, конкурсы микрофильмов, есть программы для детей и юношества. Именно «Дух огня», по словам Натальи Комаровой, позволил понять то, что «креативные индустрии — это полноправная отрасль экономики, важно создать условия, чтобы люди, задействованные в творческих сферах, чувствовали себя конкурентными». В этом году в ХМАО запускаются рибейты, региональные грантовые конкурсы для киноиндустрии по 8 направлениям, куда смогут подать гранты в том числе физические лица. Для профессионального экспертного сопровождения и подготовки кадров заключены договоры с ведущими киностудиями страны. Регион стал киноплощадкой для некоторых фильмов полного метра, сейчас здесь предоставляются денежные гарантии для кинокомпаний, представительства которых уже появились в регионах. Для аналитики вклада в креативную экономику региона используется система АСИ, по оценке властей к 2030 году доля вклада во внутренний региональный продукт должна достигнуть 2,7%, при том, что ВРП субъекта достаточно дорогой за счет того, что большую часть экономики составляет нефтегазовая сфера.
Для якутского режиссёра Петра Хики «Дух огня» стал своеобразным творческим трамплином, именно там он был замечен и получил первую профессиональную награду. По словам режиссера, в Якутии оказывается поддержка киноиндустрии как со стороны власти, так и от частных инвесторов. Все это дает свои плоды, рекорд сборов от проката фильма в рамках республики — 17 млн рублей при вложенных 2,5 млн рублей в создание кинопродукта.
Говоря о развитии киноиндустрии в регионах и привлечении за счет этого туристов, многие вспоминают фильм «Левиафан». Кольский полуостров стал, можно сказать, символом природы как киноплощадки, здесь с успехом можно снимать и мелодраму, приключенческое кино, так и фэнтези. Режиссёры отмечают, что сама энергетика Баренцева моря помогает создавать здесь современный сильный кинопродукт. Елена Дягилева, заместитель губернатора Мурманской области, рассказала, что в регионе с 2019 года запущены рибейты, сейчас каждый вложенный рубль приносит 5 в бюджет. По словам спикера, развитие киноиндустрии — «это трудовые ресурсы, новые рабочие места. Сейчас мы активно организовываем туры для кинорежиссеров, выдаем гранты для молодых авторов фильмов, денежный фонд за два года увеличен в два раза. Нам давно понятно, что кино — это продвижение региона и привлечение в него туристов».
Сами технологии сильно повлияли на жизнь даже за последние 5-10 лет. Это, конечно, влияет на привычку потребления контента, формируется много креативных и информационных каналов, поэтому и сам продукт стал более сложным и многогранным. Любовь Маляревская, генеральный директор Русской медиагруппы отметила, что «предыдущие 10 лет российский кинематограф активно развивался и хорошо был встречен международными компаниями. Пандемия стала стимулом для развития онлайн-платформ, после февраля 2022 года открылись новые возможности для развития отечественного кинематографа с уходом ряда крупных игроков с российского рынка». У зрителя есть большой запрос на военное и патриотическое кино, опять же, в ответ на запрос зрителя активно развивается социально-агрессивный контент про подростков и взаимоотношения. Отечественный кинематограф сейчас получает хорошую поддержку государства, в качестве примеров спикера привела гранты от Министерства культуры и «Фонда Кино».
Сегодня одномоментно в производстве у «Ленфильма» сразу 12 картин, параллельно ведется деятельность новой лаборатории дебютного кино, через которую за год пришло 600 заявок, отобрано 10 фильмов, все они получат своих продюсеров. Федор Щербаков, генеральный директор «Ленфильма» отметил, что в сложной ситуации сейчас на фоне развития онлайн-площадок находится прокат в кино. Прошедшее лето стало тяжелым для российского кинематографа, что привело в том числе к закрытию ряда кинозалов, при этом, по словам спикера, сейчас ощущается беспрецедентная поддержка со стороны государства. Ехать на Дальний Восток и российский Север для съемок — недешево, поэтому появилась идея оцифровки всех городов и имеющихся площадок для упрощения съемок. «Мы на пороге большого бума отечественного кино, за последние 4 года оно сделало огромный рывок, получено множество наград на международных кинофестивалях», — сказал Федор Щербаков. Кроме того, он отметил необходимость развития региональных продюсерских центров.
Свои мечты о продюсерском центре уже реализовывают в Хабаровском рынке. Анимационная студия «Мечталет» успешно работает в регионе и завоевывает азиатские рынки. «За два года мы сделали большой рывок вперед, наш сериал «Спина к спине» про школьные рюкзачки сегодня – на всех ключевых площадках Казахстана, Южной Кореи, Японии, есть интерес других стран», — рассказал Виталий Тен, сооснователь студии анимации «Мечталёт». Спикер отметил, что создание продукта в мультипликации — это синтез разных профессий и работа большого числа специалистов. В прошлом году, по словам Виталия Тена, уже развитая в регионе студия достигла своего «потолка», нужны были новые ресурсы и направления развития. Помог в том числе, Восточный экономический форум 2021 года, открывший для команды проекта новые партнерские связи. Команда активно привлекает средства институтов развития и грантооператоров, сейчас в регионе при поддержке Президентского фонда культурных инициатив создан детский анимационный кластер, через него прошло более 1000 человек из профсообщества, анимации активно обучаются школьники, в конце сентября в регионе стартует первый международный фестиваль анимационного кино «Анимур». Участие примут 76 стран, подано свыше 1200 заявок, планируется 26 премьер, будет работать международная комиссия с очным участием представителей Аргентины, Ирана, Казахстана. Сегодня в разработке у «Мечталета» полнометражный приключенческий фильм, большой проект, реализовать который удастся лучше, если объединятся все регионы ДФО. «Мы понимаем, что для развития анимации в индустрию нужны встраивать продюсерский центр АТР, чтобы развивать сотрудничество с Кореей, Японией, Китаем, нужно собирать и организовывать работу сообществ, в том числе с точки зрения продвижения и маркетинга», — отметил спикер.
Еще один пример создания успешного анимационного продукта в регионе — мультфильм «Кандыкан», созданный одноименным творческим объединением из Республики Саха. Кандыкан — имя бабушки автора проекта и новый анимационный герой России. «Мультфильм стал смелой мечтой, которая за рекордно короткий срок с привлечением неравнодушных стал брендом региона, но самое ценное это всегда действия, и им стало создание нашего 8-минутного «Кандыкана», — рассказала Маргарита Попова, руководитель творческого объединения «Кандыкан». Команда проекта делает все, чтобы анимационный персонаж вышел далеко за пределы региона и стал пропагандистом Севера России и его культуры.
В этом году получил развитие новый проект «Умное кино», который реализуется Обществом «Знание», об этом рассказал его генеральный директор Максим Древаль. «Мы осваиваем такое направление как просвещение через фильмы. Провели конкурс, сделали образовательную программу с ведущими специалистами из киноиндустрии, по итогу в этом году появится 35 картин для молодежи. Видим много талантливых сценаристов. Цель — не заработать, а сделать доступными знания, которые они несут создатели фильмов», — рассказал спикер площадки.
«Нужно серьезно относиться к контенту, который мы увидим в кинотеатрах. Фильмы оказывают влияние на формирование культурного кода, воспитание чувства патриотизма. Очень важно, чтобы главы регионов поддерживали кинематограф и развитие анимационного искусства в субъектах», — подытожил модератор дискуссии, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов.