В Москве в Парке Горького с 7 по 10 июля проходит третий форум «Российская креативная неделя». В его рамках работают сразу восемь тематических площадок, на которых соберутся представители 14 креативных отраслей. В тематических павильонах начали проходить лекции и мастер-классы, шоукейсы, паблик-токи, презентации, кастинги, показы кино и анимации, открытые интервью, лекции. Обсуждаются актуальные вопросы развития креативного сектора экономики и поддержки со стороны государства в период глобальной трансформации.
Одна из первых сессий площадки «Кино и телевидение», проходящая при поддержке Национальной Медиа Группы – презентация и дискуссия «Рейтинг фильмов с высоким социальным эффектом». Он был выпущен НМГ совместно с клубом «Хедлайнеры. Импакт Медиа» и ЦСП «Платформа» и призван определить кинематографические работы, оказавшие наиболее заметное влияние на ценностные представления и активность зрителей. Тему обсудили генеральный директор НМГ Светлана Баланова, основатель «ЦСП «Платформа» Алексей Фирсов, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов, импакт-продюсер, руководитель направления КСО Национальной Медиа Группы, сооснователь клуба «Хедлайнеры. Импакт Медиа» Мария Залунина, директор по интегрированным коммуникациям Института развития интернета (ИРИ) Александр Ляпин, сооснователь клуба «Хедлайнеры. Импакт Медиа», сооснователь и руководитель всероссийского движения «Вдохновители» Михаил Палей и другие. Модератором выступил Никита Тихонов-Рау, режиссер, основатель Лаборатории социального кино «Третий Сектор».
Социальные эффекты кино, сошлись во мнении эксперты, – это чрезвычайно значимое направление, достойное основательного исследования. Его провели в ЦСП «Платформа», посвятив разработке первого российского рейтинга социальных эффектов кинематографа. В ходе исследования составлен первый в России рейтинг российских фильмов, обладающих наибольшим влиянием на зрителей – их ценности и поведение (social impact кино). «Также в исследовании представлены топ-5 вызовов для формирующегося в России рынка и «формула» успешного кино социального действия. Рейтинг разработан к проходящей в Москве «Российской креативной неделе», – отметила в своем выступлении Светлана Баланова. Задача рейтинга, добавила она, — определить кинематографические работы, которые оказали наиболее заметное влияние на ценностные представления и активность зрителей. Рейтинг послужит инструментом продвижения этих работ, ориентиром для производителей кино, а также поддерживающих рынок структур. С проведения в 2021-ом году Российской креативной недели клубом «Хедлайнеры. Импакт Медиа» организована и иная серьезная работа: одними из важнейших направлений стал питчинг по импакт-контенту с определения победителя, а также серия образовательных мероприятий.
За последние полтора десятка лет социальное действие (social impact) в мире стало третьим критерием успешности кинопродукции наряду с общепринятыми метриками — деньгами (кассовыми сборами) и признанием (наградами). Производство кино социального действия заняло значимую долю кинорынка. Однако единого подхода к оценке эффектов кино социального действия на российском рынке пока не выработано. Ключевыми вопросами исследования стали: есть ли у общества запрос на социальную роль кино? Каково влияние современного российского кино и сериалов на зрителей? За счет чего кино достигает социального эффекта?
Роман Карманов, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив, выступая перед участниками сессии, заметил, что за 1 год работы Фонда поддержано 172 проекта, подразумевающих полную съемку кинофильма, либо создание фильма по итогам реализации проекта. Яркие примеры — фильм «Первый Оскар» (Москва); документальный фильм «Донбасс. Герои» (Москва); первый в России вербатим-сериал «Женщины» (Москва). Поддержан 61 проект по организации и проведению кинофестивалей (258 млн руб): Международный арктический фестиваль «Золотой ворон» (Чукотка, Москва); Человек и Арктика. Культурный проект — V Международный кинофестиваль стран Арктики «Arctic open» (Архангельская область). Грантовую поддержку и проекты, направленные на обучение киноискусству, создание детских киностудий, создание пространств для просмотра кинофильмов. Есть проекты, связанные с премиями и рейтингами — Межрегиональная кинопремия «Золотая тарелка» (Республика Татарстан) и КиноТекст: Рейтинг доброго российского кино о традиционных ценностях (Ярославская область). Всего проектов, связанных с киноиндустрией, — 261, сумма грантовой поддержки киноиндустрии — 922 479 292,13 руб. Заявленное софинансирование — 651 212 267,56 руб.
Спикер обратил внимание на значимость государственной поддержки для кинопроизводителей и других деятелей креативных индустрий: «Все больше средств, которые выделяются для развития креативных индустрий, – государственные. Они будут и дальше вливаться в этот сектор экономики. Тем более, развитие, осведомленность россиян о том, что происходит в отрасли, растет с каждым годом. Это заметно на простом примере: ведь еще год назад немногие знали, что такое импакт-контент. А сегодня мы уже рассуждаем о том, как это все будет развиваться. С удовольствием слежу, как развивает кинонаправление, связанное с внедрением такого содержания, и, уверен, на тенденцию обратят внимание наши грантополучатели».
Также Роман Карманов в ходе сессии рассказал о старте четвертого специального грантового конкурса. Приём заявок начнётся 19 августа и продлится до 12 сентября 2022 года. Победителей, согласно положению, планируется определить не позднее 31 октября 2022 года. Генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив выразил уверенность, что среди проектов, которые будут поданы, будет немало и тех, что связаны с кинематографией.
Завершилась дискуссия обсуждением фильмов, имеющих, помимо прочего, импакт-эффект. Одним из них стал «Батя» — ленту представил медиаменеджер, директор по развитию нового бизнеса в «СберМаркетинг», член совета директоров «Русской медиагруппы» Гавриил Гордеев.