«Голос Новороссии» как голос нашей победы
В начале 2023 года на освобожденных территориях в сжатые сроки было создано новое средство массовой информации – газета «Голос Новороссии» - которое быстро заняло свою нишу и нашло заинтересованных читателей. Тираж в 50.000 разлетелся, как «горячие пирожки». Редакция расположилась на площадке издательского дома АО «Комсомольская правда» в Белгороде. Главная тема газеты: восстановление исторической справедливости и объединение всех частей Слобожанщины в составе РФ, которая была в ней на полтора века дольше, чем Украина.
Мы поговорили с исполнительным директором нового СМИ – Юлией Шамаль – и узнали, трудно ли запускать газету на новых территориях? Какая роль культуры в интеграции освобожденных земель в российское социокультурное пространство? И почему печатные СМИ никогда не умрут?
- Как пришла идея проекта?
Когда наша команда телевизионщиков начала работать в новых субъектах РФ, мы столкнулись с тем, что у людей, местами, нету интернета, есть какие-то бытовые сложности - которые не ведомы жителям мегаполиса – поэтому доставка медиа через интернет затруднена или невозможна вовсе. Мотивировало то, что даже бойцы говорили: «Нам бы газетку… В интернет выходим раз в неделю, в лучшем случае, поэтому хотелось бы что-то бумажное читать…».
Вот так и возникла мысль: в новых регионах, где никто не отменял старое доброе печатное слово, попробовать запустить газету. И получилось… И неплохо получилось!
А газета – это удивительная, необыкновенная вещь. Это бумага – и бумага людям, действительно, нужна. Они сначала ее читают. Потом что-нибудь в нее заворачивают. После – топят печку, разжигают костры, когда холодно и промозгло (особенно актуально на фронте).
И, знаете – я не знала об этом раньше – но в Советское время думали о качестве бумаги: чтобы она читалась приятно, и горела хорошо.
- Что на повестке дня?
Когда команда была сформирована, мы подумали: о чем может быть эта газета? Ответ оказался на поверхности. Ведь регионы, на которых будет распространяться газета – они ВЕРНУЛИСЬ в состав России. Там живут наши, русские люди. У нас один ментальный код, одни ценности, интересы. Поэтому повестку мы выстраивали таким образом, чтобы местным жителям было интересно узнать ответы на свои вопросы, а также получить информацию о жизни на «большой земле». Посыл издания – мы воссоединившаяся большая семья, которую долго ждали дома.
За время работы нам удалось «сколотить» небольшую корреспондентскую сеть из ребят на местах – молодых и постарше – которые живут на новых территориях, и кто реально может показать, что происходит у людей и что их волнует.
Еще одна важная задача газеты – быть понятными с точки зрения того, как работает государственное устройство в России. Разница между украинским и российским законодательствами все-таки есть – и местами она существенная.
Нам было важно через печатное слово в понятной форме объяснять, как у нас работает, например, налогообложение, пенсионная система, пособия. Одна из главных задач газеты – объяснить, как живем мы, и что ждет жителей Новороссии, которые вернулись к нам.
Живой пример: когда я работала директором телеканала, вокруг себя я замечала какие-то совсем простые проблемы простых людей. Однажды ко мне подошла пенсионерка Валерия Фёдоровна с просьбой объяснить, как ей получить российский паспорт. «Дочка, вот уже пятый раз пытаюсь получить новый паспорт, а никак не получается…». Вроде бы, такая элементарная вещь, а все равно возникают вопросы. Именно в таких вещах – паспорт, пособие, пенсия, детский сад – мы хотели быть понятными.
- Какое внимание уделяли культурной рубрике?
Мы старались уделять внимание культуре, насколько это возможно, но исходили из того, что людям не очень интересно читать про культуру московского бомонда. Жители Новороссии хотят знать про своих исполнителей и поэтов – о них и писали. Есть у нас, например, две замечательные девушки-певицы: Наталья Качура и Маргарита Лисовина. И песня, которую они исполнили – «Донбасс за нами» - стала известна в качестве «народного гимна ЛДНР. О таких талантах, которые не попадают в фокус крупных СМИ, мы и пишем.
- На ваш взгляд, какую роль играет культура в текущей ситуации?
Я об этом говорила и раньше, и говорю после начала СВО – нельзя недооценивать роль кинематографа. Когда мы начали постоянно ездить, контактировать с местными жителями, мы удивились, какое большое количество советских художественных фильмов нас объединяет. И замечательные картины Гайдая, и Марка Захарова. Мы шутим одними и теми же крылатыми выражениями. Когда кто-то начинает говорить, что украинцы – это другой народ, то это совершенно не так. Когда мы начинаем смеяться над одной и той же фразой из советского фильма, становится абсолютно понятно, что мы – один народ.
- А почему в СМИ стало так мало культуры?
В советское время считалось, что телевидение, газеты должны обучать, предлагать людям ценности, какие-то ориентиры, воспитывать идеологию. После развала СССР возобладала потребительская психология, которая привела к тому, что для СМИ главное – это тираж и рейтинг. А культурная она или нет, и как она влияет на людей – это неважно. По факту получается, что каждое следующее поколение, наедаясь этой информационной жвачки, основанной на логике бизнеса, начинает терять понимание, что же такое – культура. Привязка наших СМИ к чисто количественным показателям приводит к оглуплению поколений. Но, на мой взгляд, сейчас все же наблюдается отток аудитории из «скандальных хроник». Люди пошли в интернет за ценностями, за культурой, за глубокими, серьезными разговорами.
- Тем не менее, средства массовой информации просто не выживут, если будут думать только о просвещении и высокой культуре…
Мы получили грант Президентского фонда культурных инициатив, и получили возможность не привязываться к количественным показателям. В «Голосе Новороссии» мы делали то, что нам нравилось. То, что мы считали нужным. И это очень ценно. Мы получали удовольствие, потому что над нами не было вот этого вечного «дамоклова меча», с которым журналист думает о просмотрах, лайках, репостах. Главная задача была – нести пользу людям, и мы эту задачу выполнили.
- И это единственный способ работать в формате «информируя – обучай»?
Конечно. Мне кажется, что СМИ (не все, конечно), но должны существовать по схеме протекционизма со стороны государства. Потому что такие вещи, как просвещение, ценности, смыслы – это слишком долго, сложно и не приносит прибыли. А бизнесу нужен результат здесь и сейчас. Приведу пример: бизнес вряд ли согласится вложиться в исследования, посвященные поиску Бозона Хиггса. Потому что результат, если и будет, то через десятилетие. Лучше продвигать что-то более простое и популярное, что принесет прибыль быстро. Такой же принцип и со СМИ на рыночных рельсах…
- Как распространялись тиражи?
У нас была профессиональная сеть распространителей. Согласно условиям гранта, газета была бесплатная – мы ее раздавали. И нам помогали молодые коллеги-журналисты: из Донецка, Луганска, Мелитополя. Были задействованы самые популярные точки, где собираются люди – магазины, супермаркеты, поликлиники, МФЦ. Через какое-то время в ТГ-канал нашей газеты пошла обратная связь. Люди писали слова благодарности. Было много вопросов: люди поняли, что можно обращаться с бытовыми проблемами, и быстро получать обратную связь. Запомнился один, который поставил нас в тупик: обратился мужчина, который купил машину заграницей с Европейскими номерами, заехал на ней в Запорожскую область, после чего началась СВО, и теперь он не знает, как ему поменять европейские номера на российские. В ГАИ пожимают плечами, говорят: езжай в Европу, продавай машину, приезжай сюда и покупай новую. С этим вопросом мы оказались в тупике. И не смогли на него ответить. Но мы его не бросили. Над ним работает команда юристов и, рано или поздно, мы какой-то ответ ему обязательно предложим.
- Получается, печатные СМИ не умирают?
Знаете, мне часто задают этот вопрос, и я всегда привожу в пример кинематограф. Когда появилось кино - Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота братьев Люмьер – все говорили, что умрет театр. Когда появилось телевидение – все говорили, что кино умрет. Когда появился интернет – все начали хоронить ТВ. И так было всегда.
Печатные СМИ – это то же самое, что книги. Любители бумаги не исчезнут никогда, какими бы доступными не были электронные гаджеты. Это называется ниша. Печатные проекты заняли свою нишу, и у них будет свой читатель – и в России, и на новых территориях.
- Как вышли на Президентский фонд культурных инициатив?
Все благодаря вашему активному присутствию в медиапространстве. Мне кажется, что ПФКИ активнее всех себя рекламирует в сети. Рассылка, активные сайт и социальные сети, новости. Вы, действительно, очень активные. Вы предлагаете помощь людям и люди откликаются.
- Вы довольны результатом?
Результатом? Я считаю, что это было только начало. Мы заявили о себе и теперь нужно развиваться дальше. Надеюсь, что мы найдем ресурс для дальнейшей раскрутки нашего проекта. Несмотря на то, что критики говорят: «Зачем вы делаете новое СМИ, есть же региональная «Комсомолка». Действительно, федеральные издания уже доходят до нас, но уникальность нашего проекта в том, что мы полезны для людей на местах, с бытовой точки зрения. И таких проектов еще не было. Мы бы хотели продолжать!
ТОП-5 советов будущим грантополучателям
- Четко формулируйте, о чем проект. Проект не должен разваливаться – а таких проектов много: у них и кино, и сайт, и мультик, и аниме. Много кусочков, которые друг с другом не связаны. Выберете конкретную нишу, и развивайтесь в ней.
- Нужно иметь крепкую, сбитую команду. Она может быть маленькой, но это должна быть именно команда.
- Готовьтесь к очень серьезной отчетности. Фонд спросит за каждый рубль. Поблажек не будет.
- Из третьего пункта выходит еще один совет – найдите надежного бухгалтера, который на «ты» с таблицами и прочей финансовой и цифровой волокитой.
- Не растекайтесь мыслью по древу. Лучше, если в описании проекта будет несколько конкретных предложений, чем несколько размытых абзацев.