
В рамках проекта «Культурный фронт. Приближая Победу», приуроченного к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и Году Защитника Отечества, Президентский фонд культурных инициатив представляет новый эпизод, посвященный советскому кинематографу военных лет. Работники кино трудились наравне со всем народом, приближая своей творческой работой общую Победу.
1941–1945 годы стали особым периодом в истории советского кино. На полях сражений работали 250 кинооператоров, а документалисты снимали круглосуточно. В Москве действовала студия «Союзкинохроника», где обрабатывали пленку, полученную с фронта.
В 1942 году вышел знаменитый документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой», созданный Ильей Копалиным и Леонидом Варламовым. Они смонтировали в единую картину съемки 15 фронтовых операторов. В 1943 году лента, переименованная в «Москва наносит ответный удар», была показана в США и принесла советским кинематографистам первый «Оскар» в истории СССР. Эту историю экранизировали в 2022 году в фильме «Первый Оскар», созданном при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Уже в первые месяцы войны режиссеры и сценаристы переключились на создание короткометражных фильмов, выпуская боевые киносборники. Первый из них вышел 2 августа 1941 года в Москве, а последний, тринадцатый, — в 1942 году в Алма-Ате. В этих новеллах участвовали знаменитые кинематографисты, а на экране блистали такие актеры, как Борис Чирков, Вера Марецкая, Эраст Гарин и Борис Бабочкин.
Эта история — часть масштабного проекта «Культурный фронт. Приближая Победу», который рассказывает о вкладе деятелей культуры в борьбу с нацизмом. В годы войны на фронт отправились 45 тысяч представителей культуры, объединенных в 4 тысячи фронтовых бригад. Они провели более 1 миллиона 350 тысяч концертов и спектаклей, выступая на передовой, в госпиталях и эвакопунктах, вдохновляя бойцов на подвиги. Проект также посвящен современным деятелям искусства, которые продолжают поддерживать тех, кто сегодня сражается с нацизмом.
«Культурный фронт. Приближая Победу» регулярно выходит в социальных сетях Президентского фонда культурных инициатив: ВКонтакте, Одноклассники, Telegram, Дзен.